понедельник, 6 апреля 2020 г.

Стихотворения Н. И. Рыленкова, Ю. В. Друниной, С. С. Орлова, А. И. Фатьянова, В. С. Высоцкого (к уроку литературы)

Н. И. Рыленков "Сестрица Алёнушка"
На жаркое дело ушёл отряд,
Назад не вернётся до солнышка.
А ночь темна,
А раны болят,
Сестрица моя, Алёнушка!

Фашисты придут — 
Вздохнуть не дадут,
Всю вытряхнут душу — до донышка.
Закрой же дверь,
Останься тут,
Сестрица моя, Алёнушка!

Ты слышишь, как плачет филин навзрыд,
Глухая, лесная сторонушка...
Склонясь к изголовью его, говорит
Сухими губами Алёнушка:

«Скрипит под ногой часового наст,
Застыл пулемёт у пёнушка,
В обиду тебя никому не даст
Сестрица твоя — Алёнушка!»                               
              Ю. В. Друнина "На носилках, около сарая…"
На носилках, около сарая,
На краю отбитого села,
Санитарка шепчет, умирая:
 — Я ещё, ребята, не жила...

И бойцы вокруг неё толпятся
И не могут ей в глаза смотреть:
Восемнадцать — это восемнадцать,
Но ко всем неумолима смерть...

Через много лет в глазах любимой,
Что в его глаза устремлены,
Отблеск зарев, колыханье дыма
Вдруг увидит ветеран войны.

Вздрогнет он и отойдёт к окошку,
Закурить пытаясь на ходу.
Подожди его, жена, немножко — 
В сорок первом он сейчас году.

Там, где возле чёрного сарая,
На краю отбитого села,
Девочка лепечет, умирая:
— Я ещё, ребята, не жила...
                                    
С. С. Орлов "Когда это будет, не знаю..."
  Когда это будет, не знаю:
  В краю белоногих берёз
  Победу Девятого мая
  Отпразднуют люди без слёз.

  Поднимут старинные марши
  Армейские трубы страны,
  И выедет к армии маршал,
  Не видевший этой войны.

  И мне не додуматься даже,
  Какой там ударит салют,
  Какие там сказки расскажут
  И песни какие споют.

  Но мы-то доподлинно знаем,
  Нам знать довелось на роду, — 
  Что было Девятого мая
  Весной в сорок пятом году.

А. И. Фатьянов "Где же вы теперь, друзья-однополчане?"
Майскими короткими ночами,
Отгремев, закончились бои...
Где же вы теперь, друзья-однополчане,
Боевые спутники мои?

Я хожу в хороший час заката
У тесовых новеньких ворот,
Может, к нам сюда знакомого солдата
Ветерок попутный занесёт?

Мы бы с ним припомнили, как жили,
Как теряли трудным вёрстам счёт.
За победу мы б по полной осушили,
За друзей добавили б ещё.

Если ты случайно неженатый,
Ты, дружок, нисколько не тужи:
Здесь у нас в районе, песнями богатом,
Девушки уж больно хороши.

Мы тебе колхозом дом построим,
Чтобы видно было по всему, — 
Здесь живёт семья советского героя,
Грудью защитившего страну.

Майскими короткими ночами,
Отгремев, закончились бои...
Где же вы теперь, друзья-однополчане,
Боевые спутники мои?

В. С. Высоцкий "Он не вернулся из боя"

Почему всё не так? Вроде всё как всегда:
То же небо — опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода…
Только он не вернулся из боя.

Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас — 
Когда он не вернулся из боя.

Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.

То, что пусто теперь, — не про то разговор,
Вдруг заметил я: нас было двое…
Для меня будто ветром задуло костёр,
Когда он не вернулся из боя.

Нынче вырвалась, будто из плена, весна — 
По ошибке окликнул его я:
«Друг, оставь покурить!»  — а в ответ — тишина...
Он вчера не вернулся из боя.

Наши мёртвые нас не оставят в беде,
Наши павшие — как часовые...
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.

Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло — для обоих…
Всё теперь одному, только кажется мне:
Это я не вернулся из боя.




19 комментариев:

  1. Верните фатьянову первый куплет и не позорьте Высоцкого, он у Фатьянова не воровал

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо 🙏💕помогли я 5 получила

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо большое)🩵

    ОтветитьУдалить
  4. Круто я получил 5 спасибо👍

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо большое!!!

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо вам, получила 5!!!!💕

    ОтветитьУдалить