Фамилия, имя:
__________________________________
Определение профессиональных склонностей
(методика Л.
Йовайши)
Инструкция.
Склонность - это влечение к какому-либо занятию. Для
того чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов утверждений
– «а», «б» или «в», обведите в кружок. Интересы нужно отличать от склонностей:
интересы выражаются формулой «хочу знать», а склонности «хочу делать». Можно
интересоваться чем-либо, но не иметь желания этим заниматься (футбол, кино и т.п.).
Профессию необходимо выбирать в соответствии со своими интересами и
склонностями.
- Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности
а) общаться с самыми разными людьми;
б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.
в) заниматься расчетами; вести документацию.
б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.
в) заниматься расчетами; вести документацию.
- В книге или кинофильме меня больше всего
привлекает
а) возможность следить за ходом мыслей
автора;
б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
в) сюжет, действия героев.
б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
в) сюжет, действия героев.
- Меня больше обрадует Нобелевская премия
а) за общественную деятельность;
б) в области наук;
в) в области искусства.
б) в области наук;
в) в области искусства.
- Я скорее соглашусь стать
а) главным механиком;
б) начальником экспедиции;
в) главным бухгалтером.
б) начальником экспедиции;
в) главным бухгалтером.
- Будущее людей определяют
а) взаимопонимание между людьми;
б) научные открытия;
в) развитие производства.
б) научные открытия;
в) развитие производства.
- Если я стану руководителем, то в первую очередь
займусь
а) созданием дружного, сплоченного
коллектива;
б) разработкой новых технологий обучения;
в) работой с документами.
б) разработкой новых технологий обучения;
в) работой с документами.
- На технической выставке меня больше привлечет
а) внутреннее устройство экспонатов;
б) их практическое применение;
в) внешний вид экспонатов (цвет, форма).
б) их практическое применение;
в) внешний вид экспонатов (цвет, форма).
- В людях я ценю, прежде всего
а) дружелюбие и отзывчивость;
б) смелость и выносливость;
в) обязательность и аккуратность.
б) смелость и выносливость;
в) обязательность и аккуратность.
- В свободное время мне хотелось бы
а) ставить различные опыты, эксперименты;
б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
в) тренироваться.
б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
в) тренироваться.
- В заграничных поездках меня скорее заинтересует
а) возможность знакомства с историей и
культурой другой страны;
б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
в) деловое общение.
б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
в) деловое общение.
- Мне интереснее беседовать о
а) человеческих взаимоотношениях;
б) новой научной гипотезе;
в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.
б) новой научной гипотезе;
в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.
- Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы
выбрал
а) технический;
б) музыкальный;
в) спортивный.
б) музыкальный;
в) спортивный.
- В школе следует обратить особое внимание на
а) улучшение взаимопонимания между
учителями и учениками;
б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;
в) укрепление дисциплины.
б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;
в) укрепление дисциплины.
- Я с большим удовольствием смотрю
а) научно-популярные фильмы;
б) программы о культуре и искусстве;
в) спортивные программы.
б) программы о культуре и искусстве;
в) спортивные программы.
- Мне хотелось бы работать
а) с детьми или сверстниками;
б) с машинами, механизмами;
в) с объектами природы.
б) с машинами, механизмами;
в) с объектами природы.
- Школа в первую очередь должна
а) учить общению с другими людьми;
б) давать знания;
в) обучать навыкам работы.
б) давать знания;
в) обучать навыкам работы.
- Главное в жизни
а) иметь возможность заниматься
творчеством;
б) вести здоровый образ жизни;
в) тщательно планировать свои дела.
б) вести здоровый образ жизни;
в) тщательно планировать свои дела.
- Государство должно в первую очередь заботиться о
а) защите интересов и прав граждан;
б) достижениях в области науки и техники;
в) материальном благополучии граждан.
б) достижениях в области науки и техники;
в) материальном благополучии граждан.
- Мне больше всего нравятся уроки
а) труда;
б) физкультуры;
в) математики.
б) физкультуры;
в) математики.
- Мне интереснее было бы
а) заниматься сбытом товаров;
б) изготавливать изделия;
в) планировать производство товаров.
б) изготавливать изделия;
в) планировать производство товаров.
- Я предпочитаю читать статьи о
а) выдающихся ученых и их открытиях;
б) интересных изобретениях;
в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.
б) интересных изобретениях;
в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.
- Свободное время я люблю
а) читать, думать, рассуждать;
б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;
в) ходить на выставки, концерты, в музеи.
б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;
в) ходить на выставки, концерты, в музеи.
- Больший интерес у меня вызовет сообщение о
а) научном открытии;
б) художественной выставке;
в) экономической ситуации.
б) художественной выставке;
в) экономической ситуации.
- Я предпочту работать
а) в помещении, где много людей;
б) в необычных условиях;
в) в обычном кабинете.
б) в необычных условиях;
в) в обычном кабинете.
Бланк ответов
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
|
1
|
а
|
б
|
в
|
|||
2
|
а
|
б
|
в
|
|||
3
|
а
|
б
|
в
|
|||
4
|
а
|
б
|
в
|
|||
5
|
а
|
б
|
в
|
|||
6
|
а
|
б
|
в
|
|||
7
|
а
|
б
|
в
|
|||
8
|
а
|
б
|
в
|
|||
9
|
а
|
б
|
в
|
|||
10
|
а
|
б
|
в
|
|||
11
|
а
|
б
|
в
|
|||
12
|
а
|
б
|
в
|
|||
13
|
а
|
б
|
в
|
|||
14
|
а
|
б
|
в
|
|||
15
|
а
|
б
|
в
|
|||
16
|
а
|
б
|
в
|
|||
17
|
а
|
б
|
в
|
|||
18
|
а
|
б
|
в
|
|||
19
|
а
|
б
|
в
|
|||
20
|
а
|
б
|
в
|
|||
21
|
а
|
б
|
в
|
|||
22
|
а
|
б
|
в
|
|||
23
|
а
|
б
|
в
|
|||
24
|
а
|
б
|
в
|
|||
Сумма
баллов
|
Обработка результатов.
После ответа
на все утверждения, подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести
столбцов и запишите получившееся число баллов в пустых клетках нижней строчки.
Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?
Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?
10-12 баллов – ярко выраженная
профессиональная склонность.
7-9 баллов – склонность к определенному виду
деятельности.
4-6 баллов – слабо выраженная
профессиональная склонность.
0-3 баллов – профессиональная склонность не
выражена.
I - склонность к работе с
людьми.
Профессии, связанные с управлением,
обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским,
справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает
общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их
настроение, намерения.
II - склонность к
исследовательской (интеллектуальной) работе.
Профессии, связанные с научной деятельностью.
Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью,
независимостью суждений, аналитическим складом ума.
III - склонность к
практической деятельности.
Круг этих профессий очень широк: производство
и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка,
обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий,
конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.
IV - склонность к
эстетическим видам деятельности.
Профессии творческого характера, связанные с
изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической
деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей
(музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.
V - склонность к
экстремальным видам деятельности.
Профессии, связанные с занятиями спортом,
путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной
деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к
физической подготовке, здоровью, волевым качествам.
VI - склонность к
планово-экономическим видам деятельности.
Профессии, связанные с расчетами и
планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их
преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением
объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и
аккуратности.