В каком варианте ответа средством
выразительности речи является сравнение?
1) Цветы были такие жёлтые и свежие, как
первый тёплый день!
2) А на перемене, когда Витя как ни в чём
не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал
кривляться, глядя на него.
3) Здорово, юный жених!
4) Она несла их впереди себя, и ей
казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие
особенные...
Укажите предложение, в котором средством
выразительности речи является метафора.
1) Решив немедленно идти спасать свою
любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не
произвести шума, выходит на террасу.
2) Подбежав к отверстию колодца, он
вполголоса зовёт: – Жучка, Жучка!
3) Не теряя времени, Тёма обвязывает
вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.
4) Но этот так хорошо обдуманный план
неожиданно лопнул...
Укажите предложение, в котором средством
выразительности речи является метафора.
1) Потом отправили по распределению в
среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и
литературу.
2) Какое это было счастье — полных три
года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...
3) Всё время мучительно думал: нужны ли
все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до
зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю
мужскую тяжёлую работу?
4) Обучить грамоте и поскорее отпустить
домой — работать.
В каком варианте ответа средством
выразительности речи является противопоставление?
1) Алиса могла свободно войти в
театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли
попасть в этот интересный мир.
2) Сергеева — артистка театра, молодая и
красивая женщина.
3) — Ребята закричали, а я был недалеко и
услышал.
4) Она спасала парня, спасала его от
позора и неблагодарности. А когда спасают, то долго не думают…
Укажите предложение, в котором средством
выразительности речи является метафора.
1) Он уже думал о солдате как о своём
отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и
нежности.
2) И действительно, солдат на экране был
очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них
дома.
3) Это моего отца убили... — закричал
Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.
4) Он был рад, что мать не видит его слёз.
Укажите предложение, в котором средством
выразительности речи является метафора.
1) Этих реплик хватило для того, чтобы
суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.
2) Все двинулись к дверям, в классе
оставался только Петруха Васильев, который спокойно, ни на кого не обращая
внимания, что-то писáл в тетради.
3) Петруха беспокойно посмотрел на хмуро
насупившегося Носкова, но ничего не ответил.
4) Он сел на своё место, рядом с Петрухой,
и стал доставать из портфеля учебники.
Укажите предложение, в котором средством
выразительности речи является метафора.
1) Дворец пионеров был помечен на
гитлеровских картах как военный объект.
2) До войны Аничков дворец был сказочным
детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.
3) Весной 1942 года по ленинградским
улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы.
4) Впереди было ещё почти два года
блокады...
Укажите предложение, в котором средством
выразительности речи является фразеологизм.
1) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое
октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
2) Бабушкин замер и благоговейно, словно
святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка
появилась на его лице.
3) А он, готовый от стыда провалиться
сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку,
отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
4) И наша жизнь пошла по другой дороге,
где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.
Укажите предложение, в котором средством
выразительности речи является метафора.
1) Он сидел всё в одном и том же месте,
около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным
бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.
2) На третий день около усов показалась
пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил
ему палец.
3) Какая-то мелкая рыбёшка приплыла,
сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.
4) Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк.
Укажите предложение, в котором средством
выразительности речи является фразеологизм.
1) После уроков шестеро учеников, работы
которых исчезли, переписали диктант.
2) Ему казалось, что любые удачи приходят
к людям как бы за его счёт.
3) Я не верила, что диктанты вытащил он,
но директор согласился с версией Вани.
4) Голубкин не простил благородства, как
не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки.
Укажите предложение, в котором средством
выразительности речи является фразеологизм.
1) Мать, однако, стояла в сторонке в своей
облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики…
2) …я ненавидящим шёпотом возразил, что
нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть
сама и платит.
3) Мать всё так же стояла на площадке и,
печально склонив голову, смотрела мне вслед.
4) Боль эта, которая столь горячо ожгла
меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.
Укажите предложение, в котором средством
выразительности речи является эпитет.
1) Я неплохо знал немецкий, домашних
заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд,
когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого
рядового ученика, и велела читать стихотворение.
2) У дворовых и у школьных ребят навсегда
засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым.
3) Я оглянулся: он сидел через проход
позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.
4) Она стала листать классный журнал.
Укажите предложение, в котором средством
выразительности речи является фразеологизм.
1) Мне никогда до войны не приходилось возвращаться
домой после долгой разлуки.
2) Разве в мирное время понимает человек,
что такое чистые простыни?
3) Я ложусь на свою царскую кровать,
пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух.
4) И лезут в голову мысли о ребятах,
оставшихся на плацдарме.
Укажите предложение, в котором средством
выразительности речи является эпитет.
1) Стиснув до побеления губы, зыркая
исподлобья, Жека пытался отнять портреты, а их перебрасывали с парты на парту,
передавали по кругу — началась детская игра «А ну-ка, отними!»...
2) Тот сидел сгорбясь — локти в парту,
кулаки под закаменевшим подбородком, – взглядом упирался в одну точку — от всех
отгорожен, замкнут, защёлкнут на замок.
3) Я видела на почтамте, как Жека
отправлял толстые конверты!
4) Лисапета вдруг явственно увидела, как
толстые Жекины конверты, обклеенные марками, цепочкой движутся на север, к
городу Норильску.
Укажите предложение, в котором средством
выразительности речи является фразеологизм.
1) Когда Юра начал вытаскивать из
массивного письменного стола огромные и почему-то пыльные альбомы, прямо над
головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой...
2) Мой папа говорит: если не умеешь
ухаживать, не заводи собак...
3) Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл
на фасаде дома Юркины окна.
4) Пришло время удивляться Валерке.
Укажите предложение, в котором средством
выразительности речи является метафора.
1) Всё вызывало у одноклассников зависть и
отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица
и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд.
2) Входя в класс, Илья сунул котёнка
подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель.
3) Первый раз Миху поколотили уже первого
сентября – несильно и назидательно – на большой перемене.
4) Крючок впивается в самое сердце, и
нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.
Укажите предложение, в котором средством
выразительности речи является эпитет.
1) Это был светлячок – маленькая
букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел...
2 )Птицы замолчали, уступив место нашему
герою.
3) Время шло, безжалостно пожирая минуты,
часы, дни, годы; светлячок постарел, потускнел, друзей больше у него не было, в
гости его не приглашали, им не восхищались.
4) Мне так нравится слушать, как ты
красиво описываешь природу, небо, солнце, траву.
Укажите предложение, в котором средством
выразительности речи является эпитет.
1) Как-то в начале июня зашёл к
Поликарповне человек и попросил сдать комнату на лето.
2) Начиная с воскресенья в деревню стали
приезжать всё новые и новые дачники.
3) — Спасибо, родимый, – сказала
Поликарповна, — только чудн ό мне что-то: пришёл, снял комнату, даже не
поторговался, а теперь ты крыльцом моим занимаешься, будто и не чужие мы люди.
4) Он был какой-то уютный, весёлый и
простой человек, и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему.
Укажите предложение, в котором средством
выразительности речи является фразеологизм.
1) Я хочу поведать вам историю, которая во
многом определила моё отношение к миру.
2) Мы сели в вагон дачного поезда, и все,
разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.
3) Книга исчезла между двойными окнами
вагона.
4) Я был на седьмом небе от счастья и
засыпáл с книгой в руках.
В каком варианте ответа средством
выразительности речи является метафора?
1) (3) Люсю Катунину она называла на
французский манер: Люси — (4) «Как в доме Ростовых! — поясняла Оленька. — (5)
Или Болконских».
2) (7) Несмотря на сопротивление Оленьки,
она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла
кисточки.
3) (23) А она обиделась... (24) И на что?!
(25) Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит.
4) — (35) Не нашла места в зале? —
задумчиво произнесла я. — (36) Если бы ты нашла его у себя в сердце...
В каком варианте ответа средством
выразительности речи является метафора?
1) (2) Надо было хорошенько обдумать, как
сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его
велосипеда, не поедет с ним кататься.
2) (5) Не будет и тайн, рассказанных
верному другу детства Хохолку.
3) (18) Динка молча сидела за столом,
рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным
взглядом.
4) (20) А в глубине террасы стоял Лёня, и
сердце его сдавливала боль.
В каком варианте ответа средством
выразительности речи является фразеологизм?
1) (5) Надежда кричала, что она потратила
неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание
Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга.
2) (36) А осложнения, как он понимал,
грядут.
3) (38) Оксану как ветром сдуло вместе с
её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как
струя, пущенная под напором.
4) (40) Впереди праздник, и жизнь — как
праздник.
В каком варианте ответа средством
выразительности речи является фразеологизм?
1) В первый год моей жизни, в день
какого-то праздника, по старому поверью, родители мои устроили гадание: они
разложили крест, детскую саблю, рюмку и книжку.
2) Рассказывая мне впоследствии об этой сценке,
отец смеялся…
3) Рассказы отца, прошедшего тернистый
путь от солдата до капитана, детские игры — всё это настраивало на определённый
лад.
4) По мере перехода в высшие классы
свободного времени, конечно, становилось меньше, появились другие интересы, и
воинские упражнения мои почти прекратились.
Укажите, какое средство выразительности
речи используется в предложении 18: «Проводив маму с отцом в очередную
командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный
совет».
1) метафора
2) сравнительный оборот
3) противопоставление
4) просторечные слова
В каком варианте ответа средством
выразительности речи является олицетворение?
1) (11) Сослуживцы любили бабушку, они
говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно
что-нибудь напевала.
2) (14) В отличие от бабушки, отец хотел,
чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.
3) (17) Смычок — вот что он будет держать
в руках всю жизнь!
4) (26) «Может быть, это новые методы
музыкального воспитания?» — рассуждала бабушка.
В каком варианте ответа средством
выразительности речи является фразеологизм?
1) (8) Прямо перед ней, в простенке между
двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет
молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным
шарфом.
2) (12) Остановившись на пороге, Динка не
могла оторвать глаз от этого портрета.
3) (15) Иоська смолк и вопросительно и
насторожённо смотрел на непрошеную гостью.
4) (23) Яков кивнул сыну и, повернувшись к
портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...
В каком варианте ответа средством
выразительности речи является фразеологизм?
1) (12) Пашка хочет быть как Циолковский и
всегда что-нибудь изобретает.
2) (2) Нельзя же заново изобретать
самолёт, если его давно изобрели, или открывать новые страны, если всё уже
пройдено вдоль и поперёк!
3) (20) Я выпросил у отца большую
конторскую книгу, вывел на обложке…
4) (30) История Тыжи осталась
ненаписанной, но в деревне меня теперь зовут не иначе как «Колька-летописец»...
В каком варианте ответа средством
выразительности речи является сравнение?
1) В детстве я очень, очень старалась
полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм.
2) И я, как положено, должна испытывать
священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные
условности.
3) А между тем в театре было тепло, в зале
приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами
из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками.
4) От кино я именно и жду полного
преображения, окончательного обмана — «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить
когда».
В каком варианте ответа средством
выразительности речи является олицетворение?
1) Толя осени не любил. (2) Не любил за
то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что
осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу.
2) А она, заметив, что Толя обернулся,
спряталась за углом старого двухэтажного дома.
3) Но вот наступило такое утро, когда все
окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал
что-то в крышу...
4) Она стояла, держа в руках сложенный
зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила
глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её
Толя.
В каком варианте ответа средством
выразительности речи является сравнение?
1) Вот наконец она появилась. Загадочное
существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми
глазами, с тонюсенькой талией.
2) Гоша подходит к стене, опускается на
четвереньки и после нескольких неудачных попыток делает стойку. Верочка
наблюдает за ним сурово, как тренер.
3) Верочка снисходительно наблюдает, как
мальчишки возятся с ракетой, как бережно кладут её на ступеньки подъезда, а
сами отправляются за рюкзаками.
4) И Гоша теперь сердит и почти свысока
разговаривает с Верочкой: «На, смотри, если хочется...»
В каком варианте ответа средством
выразительности речи является фразеологизм?
1) (10) Он эту музыку прямо на ходу
сочиняет.
2) (2) Я люблю джаз, как дядя Женя.
3) (21) Кит, съев варёную колбасу из
холодильника, шагал в чудесном настроении.
4) (22) Сколько песен в нас с ним
бушевало, сколько надежд!
В каком варианте ответа средством
выразительности речи является просторечная лексика?
1) — (3) Ты бы, Лёня, рассказал
чего-нибудь повеселей.
2) (16) Встревает тут Федосья, баба из
Пýстыни…
3) (19) Эти доски и пригодятся.
4) (24) Особенно портрет Пугачёва —
глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь.
В каком варианте ответа средством
выразительности речи является сравнение?
1) (9) Лицо её было подвижным, как у
клоуна: она и им распоряжалась без натуги.
2) (10) Разочарование, восторг, изумление
– все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости.
3) (13) Во всём, кроме женственности и
красоты: тут первой считалась Ляля.
4) (16) Ляля восхищённых взоров не
замечала, и они от этого становились ещё восхищённее.
В каком предложении средством
выразительности речи является олицетворение?
1) Пластинки слушали, играли моей железной
дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.
2) И ещё ребята любили, когда я пускал с
балкона бумажных голубей.
3) Я пустил голубка с балкона, и ветер
схватил и унёс его за тополя.
4) И я подумал: вот найдёт кто-нибудь,
догадается, придёт ко мне...
В каком варианте ответа средством
выразительности речи является сравнение?
1) Я была самолюбива, и мне казалось, что
«статуэтка» – этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками
называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете.
2) Воспитательница в детском саду, словно
стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с
самых высоких и кончая мною.
3) Царство игрушек по-своему отражало
реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая.
4) Но вдруг, когда мне исполнилось шесть
лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для
игрушки, именем Лариса.