понедельник, 10 ноября 2014 г.

Карточки по русскому языку (По материалам пособия М. Ю. Никулиной "Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 7 класс")

Карточка к уроку по теме «Разделительные Ъ и Ь»
Вариант 1.
Задание. Спишите, вставляя Ъ или Ь, если необходимо. Обозначьте условия выбора.
Без..ядерный, меж..ярусный, под..езд, с..экономить, сверх..естественный, трех..язычный, с..агитировать, от..явленный, бул..он, трел..яж, об..ективный, с..язвить, с..узить, об..язан, под..оконник, с..уметь, дет..ясли, об..емный, фортеп..яно, шампин..он.
Вариант 2.
Задание. Спишите, вставляя Ъ или Ь, если необходимо. Обозначьте условия выбора.
Грузопод..емник, кинос..емка, лос..он, ин..екция, бар..ер, п..едестал, под..ем, из..ян, бур..ян, фел..етон, раз..езд, об..ятия, сер..езный, с..ябедничать, трех..этажный, пред..угадать, суд..я, пред..юбилейный, кар..ера, обез..яна.


Карточка к уроку по теме «Правописание приставок пре- и при-»
Задание. Вспомните правило правописания приставок пре- и при-, спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
Пр..открыть окно, пр..клеить марку, раскрытое пр..ступление, пр..следовать зверя, пр..образовать край, пр..бить полочку, пр..морский посёлок, пр..усадебное хозяйство, пр..нарядиться к празднику, пр..чудливый узор, пр..вередливый пр..подаватель, пр..одолевать пр..пятствия, пр..интересное явление, пр..быть в город, пр..бывать в болезненном состоянии, пр..ключенческий роман, сделать пр..вивку, пр..старелый пр..вратник, пр..дельно ясно, временное пр..мирение.
Карточки к уроку по теме  «Орфограммы в корнях слов»
Вариант 1.
Задание. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
С д..леких времен в народе пр..велось прим..чать и форму обл..ков, и цвет неба, и как в..дут себя р..стения и ж..вотные. Таких примет не сосч..тать. Со..нце с..дится в тучи — к д..ждю. Покр..сневший закат — к ветру. Кузнечики безост..новочно стр..кочут — день будет погожим. Мыши поселятся под выс..хшей к..пной — к сухой ос..ни. Куры л..няют в с..нтбре — зима выд..стся теплой.
Вариант 2.
Задание. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Мы еще н..чего не зам..чаем, а многие ж..вотные уже чу..ствуют перемену погоды и м..няют свое пов..дение. Как об..яснить уд..вительную интуиц..ю? Перед д..ждем воздух увл..жняется. У мошкары нам..кают и ст..новятся т..ж..лыми крылышки — д..леко уже не ул..тишь. Поэтому ласточки, стр..жи и другие п..рнатые л..тают низко, у самой земли. Рыбы плещ..тся на п..верхности.
Карточка к уроку по теме «Типы речи: рассуждение – размышление»
Задание. Прочитайте отрывок из статьи К. Г. Паустовского «Сказка будет жить всегда». Определите основную мысль, найдите предложения, в которых она выражена. Докажите, что этот текст – рассуждение. Составьте тезисный план, выписав тезис, доказательства и вывод. В каком стиле создан текст?
Пока живет человек, будет жить и сказка. Потому что сказка — наилучшее выражение надежд народа на счастье и справедливость. Сказка — воплощенная в поэтической форме мечта человека о прекрасном. Чаяния счастья, справедливости и мечты о прекрасном не могут умереть.  Они двигают жизнь, они заложены в основе наших человеческих стремлений, они рождают культуру, искусство…
Нам через сказку передается богатейший опыт познания и природы, и человека, накопленный нашим народом за многие столетия его исторической жизни.
Сказки не только не умирают. Они рождаются непрерывно. Рождаются они и сейчас... Мы живем в мире несбывшихся сказок.
И нет той сказки, которая не казалась бы через некоторое количество былью…
Карточка к уроку по теме «Буква Ь в наречиях после шипящих»
Задание. Спишите, вставляя раскрывая скобки.
1)                      Опоздавший помоч(?) до еды охоч(?).
2)                      Что в детстве приобретено, на то в старости обопреш(?)ся.
3)                      Не видит неуч(?) собственной вины.
4)                      Почувствовать фальш(?), время за полноч(?), покраснеть как кумач(?), нареж(?)те хлеба, много туч(?).
Карточка к уроку по теме «Систематизация и обобщение изученного по теме «Наречие»
Задание. Спишите, раскрывая скобки.    
I. (С)начала выучи правила; (с)начала весны; пойти (на)встречу с друзьями; бежать (на)встречу; подняться (на)верх; посмотреть (на)верх мачты; (в)дали моря; нырнуть (в)глубь; (в)глубь реки; надеяться (на)удачу; шли (на)удачу; (во)время урока; сделать работу (во)время; виднеться (в)дали голубой.
II. Подойти (в)плотную; сложить (в)четверо; броситься (в)рассыпную; стояли (в)троем; сидели (по)двое; оказаться (в)тупике; смотреть (в)упор; сказать (в)сердцах; передвигаться (с)трудом; сохранить (на)века; остаться в памяти (на)веки; разлететься (в)дребезги; бежать (на)перегонки; идти (в)развалку; говорить (в)полголоса; идти (на)попятную; подойти (по)ближе; перекусить (на)скоро; сделать (в)насмешку; встать (на)цыпочки; (на)силу уговорил; увидел (не)подалеку.
Карточки к уроку по теме «Разряды предлогов»
Карточка 1.
Задание. Спишите, раскрывая скобки. Определите, в каком случае употреблены предлоги, а в каком – приставки; обозначьте приставки, заключите в треугольники предлоги. Какие предлоги нужно писать через дефис?
1)Саня ахнул и невольно (при)остановился, когда, (с)пустившись (с)горы и (вы)вернув (из?за) последнего дома посёлка, (у)видел он утром (на)площадке, где (при)тормаживал поезд, огромную толпу народа. 2)Всей кожей своей я чувствую и жду, когда освободится эта земля (из?под) снега, мне не всё равно, чем (за)сеют её в нынешнем году, и какой она даст урожай, и будут ли обеспечены (на)зиму коровы кормами, а люди хлебом. 3) (На)горе стоит лес, (за)лесом солнце (во)сходит.
Карточка 2.
Задание. Спишите, ставя существительные в нужно падеже. Укажите производные и непроизводные предлоги.
Выйти навстречу (участники пробега); петь подобно (соловей); уезжать согласно (предписание); приехать после (окончание института); возвратиться по (завершение строительства); взбираться на (гора); отчитаться о (проделанная работа); благодаря (правильная обработка полей).
Карточка 3.
Задание. Составьте и запишите словосочетания. Определите падеж зависимого слова, укажите производные и непроизводные предлоги.
Благодаря (умелый уход); наперекор (желание); вопреки (предсказание); между (деревья); ехали по (500 или 600 километров); по мере (приближение).
Карточка к уроку по теме «Разряды союзов по значению. Подчинительные союзы»
Задание. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте запятые. Определите значение подчинительных союзов, задавая вопрос от главного предложения к придаточному. Надпишите над союзами буквы в соответствии со значением союзов: В – временной, Ц – целевой, П – причинный, У – условный, С – сравнительный, И – изъяснительный.
1)Чтобы прийти к берегу озера пр..ходилось вытапт..вать узкие тропинки в душистых высоких травах. 2)Листве(н,нн)ица может переносить сухие, суровые зимы так как она сбрасывает хвою на зиму. 3)Пока можно было остават(?)ся на палубе мы часто под(ни,ы)мались на бак и смотрели на море. 4)Вод..лазы спустились, для того чтобы проверить последний раз крепление понтонов. 5)Мы с Гартом были в каюте шаланды когда снаружи послышался звук, очень похожий на удар о железо тяж..лого снаряда. 6)Лишь только солнце зайдёт за край земли начинается вечерняя з..ря. 7)В сотый раз я пож..лел что не родился художником. 8)Слова у Пришвина цв..тут сверкают. Они то шелестят, как травы то б..рмочут, как родники то пересвист..ваются, как птицы то позванивают, как первый лёд то ложат(?)ся в нашей памят..  медлительн..м строем. 9)Если обр..щаться к пр..мерам из собстве(н,нн)ой жизн.. то я впервые увидел всё разнообразие красок русского ненастья после картины Левитана «Над вечным покоем».
Объяснительный диктант к уроку по теме «Употребление союзов в сложных предложениях»
Задание. Запишите под диктовку текст. Прочитайте предложения и объясните правописание союзов и постановку знаков препинания. Постройте схемы первого и второго предложений.
Берёза
Рядом с высокой берёзой сделали автобусную остановку, и люди, ожидая транспорт, вешали на дерево тяжёлые авоськи, сумки, рюкзаки. Когда внизу сучки пообламали, кто-то вбил в стол дюжину гвоздей и забил костыль. Ржавый, с рваными острыми заусеницами, чтобы не вытащили.
Берёза стала вешалкой.
Никто не замечал, как с каждым днём чахло дерево. На нём всё так же болтались авоськи. Дерево ссутулилось и в разгар лета стояло над дорогой, как белый памятник.
Мимо шёл человек в комбинезоне. Увидев берёзу, остановился.  Приложил ухо к стволу, послушал и ушёл.
Вернулся он с топором. Огородил дерево мелким частоколом, на израненный ствол табличку повесил: «Гвозди не вбивать. Живая».
Карточка к уроку по теме «Различение на письме частиц НИ и НЕ»
Задание. Спишите, выбирая из скобок нужную частицу. Обозначьте орфограммы на месте пропусков и скобок.
1)(На)небе (не,ни) было (не,ни) одного пр..света.2)Чего только (не,ни) было (на) ст..ле.3)Я (не,ни) оставлю вас, пока (не,ни) дадите ответа. 4)Кто (не,ни) бывал в тайге Уссурийского края, тот (не,ни) может пр..дставить, какая это чаща, какие зар..сли. 5)Сколько (не,ни) езжу я по нашим ст..пям, как (не,ни) темны бывают иногда безлу(н,нн)ые ночи, мне (не,ни) разу ещё (не,ни) пр..ходилось ..биват(?)ся с дороги.
Объяснительный диктант к уроку по теме «Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ-»
Задание. Запишите пословицы под диктовку, объясните написание НЕ.
1)Не того бы хотелось, да так сталось. 2)Не сиди сложа руки, так не будет и скуки. 3)Не годы старят, а жизнь. 4)Ненасытному всё мало. 5)Недруг поддакивает, а друг спорит. 6)Не печь кормит, а стряпуха. 7)Кого не любят, того и не слушают. 8)Не стыдно не знать, стыдно не учиться. 9)Неясная речь – это мутное зеркало. 10)Недоброе слово больше огня жжёт. 11)Один в поле не воин.
Объяснительный диктант к уроку по теме «Различение на письме частицы НИ, приставки НИ-, союза НИ-НИ»
Задание. Запишите предложения под диктовку, объясните написание НИ со словами. Заключите частицы в прямоугольники, союзы – в овалы.
1)Куда ни посмотришь, не увидишь ни кустика, ни деревца. 2)Он не видел на их лицах ни радости, ни удивления. 3)Взглянешь на бледно-зелёное небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймёшь, почему тёплый воздух недвижим. 4)Льются птичьи переборы, стелются поля, и, куда ни кинешь взоры, - всё моя земля. 5)Роща не издавала ни звука. Не было ни малейшего ветерка.
Карточка к уроку по теме «Правильное произношение междометий и звукоподражательных слов»
Задание. Прочитайте, спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.
Все вы хорошо зна..те, что петух поёт «ку-ка-ре-ку». В (г,Г)ермании сч..тают, что петух кр..чит «ки-ке-ре-ки», в (т,Т)урции – «ко-ко-ри-ко», а в (г,Г)олландии – «ку-ке-лу-ку», а в (а,А)нглии – «ко-кей-дудл-ду».
(По) разному в разных странах слыш..т хрюканье свиньи: нам оно кажет(?)ся «хрю-хрю», а немцам «киик», англичанам – «ойнк-ойнк», итальянцам – «фрон-фрон», а финнам – «снерф-снерф».
Мы счита..м, что утки кр..чат «кря-кря», в (г,Г)ермании сч..тают – «кар-кар», в (а,А)нглии – «куак-куак», а во (ф,Ф)ранции – «куэн-куэн». Даже овцы, казалось (бы), (по) разному блеют: у нас – «бе-е», в (г,Г)ермании – «ме-е», в (и,И)спании – «би-би», в (т,Т)урции – «им-им», а в (а,А)нглии – «ба-а».
Такая разног..лосица возникла потому, что в каждой стране люди пр..спосабливают звуки животных к произношению и звукам своего родного языка.
Карточка к уроку по теме «Пунктуация»
Задание. Прочитайте текст, определите его тему и основную мысль. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, обозначьте причастные обороты, стоящие после определяемого слова, и деепричастные обороты.
Родина! Особе(н,нн)о звучит для меня это слово, полное глубокого смысла. Я вижу её (не) объятные поля волнующи..ся урожаем. Тёплый ветер прол..тает над ними подн..мая цв..точную пыль. Обширна и мног..образна р..дившая нас страна. (Не) иссякаемы и полн..водны реки, высоки горы бл..стающие вечными л..дниками. Свет яркого солнца отражает(?)ся в их сн..говых в..ршинах. Широки знойные степи, (не) проходима глухая сибирская тайга р..скинувшаяся ок..аном. Мног..людны  и мног..числе(н,нн)ы города разброса(н,нн)ые в стране нашей. На многих языках гов..рят люди населившие в..личестве(н,нн)ую эту страну. Просторны синие дали звóнки и чудесны песни живущего в ней народа.
Карточка к уроку «Стили и типы речи»
Задание. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания. Определите тему, идею, тип и стиль текста. Укажите способы связи предложений в тексте. Озаглавьте его.

Язык духовн..е б..гатство народа. «Сколько я знаю языков, столько раз я ч..ловек», - г..ворит народная мудр..сть. Но б..гатство воплощё(н,нн)ое в с..кровищах других народов остаёт(?)ся для ч..ловека (не) доступным, если он (не) овладел р..дной речью, (не) почу(?)ствовал её красоты. Чем глубже ч..ловек познаёт тонкости р..дного языка, тем больше подг..товлен его ум к овладению языками других народов, тем активнее во..принимает сер(?)це красоту слова.