четверг, 14 ноября 2019 г.

Технологическая карта урока русского языка по теме «Составное именное сказуемое» (по учебнику М. М. Разумовской)



Цель: формирование представления о составном именном сказуемом.
Задачи: совершенствовать умение выделять грамматическую основу, различать виды сказуемых; познакомить со способами выражения именной части; развивать коммуникативные навыки, логическое мышление; воспитывать наблюдательность и ответственное отношение к работе на уроке.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формирование УУД
Метапредметные:
-познавательные: самостоятельно выделять и формулировать цель, тему; применять правила и пользоваться инструкциями; извлекать информацию и структурировать её; сравнивать и оценивать информацию;
-регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном; осуществлять контроль по результату; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению ошибок;
-коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество; строить монологическое высказывание; вести диалог, слушать собеседника; осуществлять взаимный контроль.
Личностные: готовность и способность к саморазвитию; самооценка на основе критериев; навыки сотрудничества, умение не создавать конфликты.
Предметные: расширить понятие о сказуемом, закрепить умение различать составное глагольное и составное именное сказуемое, продолжить работу по восполнению пробелов в орфографии, развивать речь и творческие способности.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организационный этап
Проверка готовности учащихся, выявление отсутствующих, запись в тетрадях числа, классной работы.
-Вот звонок подал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
Телефоны убираем
И к уроку приступаем.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЛИСТАМИ САМООЦЕНКИ
Демонстрируют готовность к уроку
Мотивационный этап
(Предложения выведены на слайд)
-Внимательно читая предложения, выпишите в тетрадь по порядку, столбиком только грамматические основы, укажите в скобках вид каждого сказуемого.
1) К врачу Илья боялся идти.
2) Мы решили тщательно разобраться в этом деле.
3) Ермолай недовольно поглядывал на тучу.
4) Настя вдруг перестала плакать и взглянула на собеседника.
5) Небо на востоке посветлело.
6) Они выбежали на улицу.
7) Ежевика растёт по берегам рек и ручьёв.


-Обменяйтесь тетрадями, проверьте карандашом, правильно ли выполнена работа. 

-Есть ли вопросы по грамматическим основам?

-Верните друг другу тетради. Оцените результат свой работы:
«5» - все грамматические основы (ГО) выписаны без ошибок, виды сказуемых указаны верно.
«4» - допущено 1-2 ошибки в нахождении ГО или определении вида сказуемого.
«3» - допущено 3-4 ошибки в нахождении ГО и/или определении вида сказуемого.
«2» - допущено 5 и более ошибок в нахождении ГО и/или определении вида сказуемого.

-Обведите первую букву каждой грамматической основы. Какое слово угадывается?

-Какой главный член предложения вы сейчас изучаете?
-С каким видом сказуемого вы работали на прошлом уроке?

-Определите, о чем сегодня пойдет на уроке речь.
Запись темы урока

-Слушают задание, выписывают грамматические основы предложений. При проверке сверяют свою работу с эталоном.
Ответ:
1) Илья боялся идти (СГС)
2) Мы решили разобраться (СГС)
3) Ермолай поглядывал (ПГС)
4) Настя перестала плакать (СГС), взглянула (ПГС)
5) Небо посветлело (ПГС)
6) Они выбежали (ПГС)
7) Ежевика растёт (ПГС)




Проверяют работу одноклассника, сверяясь с эталоном.

Задают вопросы.

Оценивают свою деятельность по критериям.

-Именное.


-Сказуемое.
-С составным глагольным сказуемым.


-О составном именном сказуемом.
Этап целеполагания
-Исходя из темы, определите, какова цель нашего урока?
-Что нам поможет достичь поставленной цели?
Формулируют цель урока.

-Учебник, выполнение упражнений, анализ предложений.
Этап открытия нового знания
-При изучении какой темы вы уже работали с понятием «именное»?

-Какие словосочетания вы называли именными?


-Предположите, какое сказуемое будет называться составным именным?

-Сверим наши предположения с учебником: стр.49.

-Итак, совпали ли предположения с тем, что говорится в учебнике?
-Что представляет собой СИС? Запишем опорную схему.

СИС= глагол-связка+именная часть.

-Чем может быть выражена именная часть?


-Что чаще всего выступает в качестве связки?
-А еще?

-Что вы узнали о связке БЫТЬ?

-Обратите внимание на пример, записанный в пункте 2: День солнечный. Подумайте, можно ли эту связку мысленно восстановить? Как будет звучать предложение?


-Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова.

-Те, у которых главное слово выражено именной частью речи: сущ., прил., числ., мест.

Высказывают предположения.


Читают теоретический материал.

Отвечают на вопрос.

Записывают схему.




Отвечают на вопрос: сущ., прил., прич., числ., мест., нар., неделимое словосоч.

Отвечают на вопрос: глагол БЫТЬ.
Глаголы с ослабленным лексическим значением.

Отвечают на вопрос: она может отсутствовать.

Отвечают на вопрос: Да, можно. День был солнечный.
Физ.минутка
Раз! Подняться на носочки, подтянуться,
Два! Согнуться, разогнуться,
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за парту тихо сесть.
Выполняют упражнения.
Этап закрепления
*Упр.77. Работа у доски.
Задание. Спишите, подчёркивая грамматические основы. Определите вид каждого сказуемого.
1) Прекрасное должно быть величаво. (СИС)
2) На столе стояла большая лампа. (ПГС)
3) С минуту они смотрели друг на друга молча, и лица у них были мокрые.
4) Я, браток, свободный человек. (СИС)
5) Теперь я уже не чувствовал себя в такой степени одиноким: я ждал гостя. (СИС, ПГС)
6) Он ростом был двенадцати вершков. (СИС)
7) Я непременно решилась напомнить о своей дружбе Покровскому и что-нибудь подарить ему. (СГС, СГС)
8) Простота есть необходимое условие прекрасного. (СИС)
Выполняют упражнение у доски: списывают предложение, находят ГО, определяют вид сказуемого, указывают, чем оно выражено аргументируя свою точку зрения.
Этап рефлексии и итога учебной деятельности
-Вернемся к цели нашего урока. Удалось ли ее достичь?
-Какие трудности вы испытывали?
-Что давалось легко?
-Оцените свою работу на уроке, степень понимания данной темы, заполнив оценочный лист. Поставьте плюсы по каждому пункту в одном из столбцов.
Фамилия, имя _______________________________________
Виды деятельности
Оценка работы
Синтаксическая разминка

Виды деятельности
Знаю
Умею
Сомневаюсь
1.
Нахождение основы предложения



2.
Определение вида сказуемого



3.
Умение делать вывод, аргументируя свою точку зрения





Высказывают свою точку зрения, оценивают работу.
Домашнее задание
*Повторить теоретический материал по теме урока (стр. 49).
На выбор:
1. Упр. 78 (задание 2).
2. Выписать из романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» 3 предложения с разными видами сказуемых, провести графическую работу.
3. Самостоятельно составить и записать 3 предложения с разными видами сказуемых, провести графическую работу.
Выбирают и записывают домашнее задание.