пятница, 27 октября 2017 г.

Итоговая контрольная работа по русскому языку. 8 класс (По материалам пособия "Русский язык. Тематический контроль. 8 класс" под ред. И. П. Цыбулько )


ВАРИАНТ 1

Часть 1
Перепишите текст.  Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Раскройте скобки. Восстановите слитные, раздельные и дефисные написания. Расставьте пропущенные знаки препинания.

(1)Войдёш(?) в дом и прежде всего потян..т зап..хом яблок. (2)А потом добав..т(?)ся уже другие запахи: старой меб..ли из красного дерева и суш..ного липового цвета с июня лежащего на окнах.
(3)Во всех комнатах в зале в гости..ой прохладно и сумр..ч(?)но. (4)Это (от)того что дом окруж..н садом а верхние стёкла окон синие и л..ловые. (5)Всюду тиш..на и чистота: кресла столы и зерк..ла в узеньких и витых золотых рамах кажет(?)ся (н..)когда не трогались с места.
(6)И вот слыш..т(?)ся покашл..ванье. (7)Выход..т  в..личаво ступая тётка. (8)Она (не)высокая но в то(же) время проч(?)ная как и всё кругом. (9)На плечах у неё накинута большая персидская шаль. (10)Выйд..т она важно но пр..ветливо и (сей)час(же) под бе..конеч(?)ные разговоры про старину про наследство нач..нают по..влят(?)ся уг..щения.
(11)Это будут (с)перва крепкие яблоки только что снятые с ветки. (12) (За)тем на столе об..яв..т(?)ся  уд..вительный обед: вся (на)скво..ь розовая варе..ая ветч..на с горошком, фарширова..ая курица м..ринады и красный квас крепкий и сладкий-пр..сладкий.
(13) Окна в сад подняты и (от)туда ве..т осе..ей прохладой.


Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания (1-6).
(1)Работа со словарём Даля помогла мне воссоздать в себе ощущение глубины и широты русского языка, которые мы все незаслуженно отбросили по поспешности нашего века, по небрежности словоупотребления. (2)Однако в своих книгах я мог уместно использовать разве только пятисотую часть найденного. (3)И мне захотелось как-то ещё восполнить иссушительное обеднение русского языка. (4)Так зародилась мысль составить словарь «Живое в нашем языке» – не в смысле «что живёт сегодня», а что ещё может, имеет право жить. (5)И с этой целью я стал заново перерабатывать словарь Даля, привлекая словный запас других русских авторов, прошлого века и современных, а также исторические выражения, сохраняющие свежесть, и слышанное мною самим в разных местах.
(6)В моём словаре собраны слова, не заслуживающие забвения, не канувшие ещё в лету, ещё вполне гибкие, таящие в себе богатое движение – а между тем совсем заброшенные или редко применяемые. (7)С удивлением мы можем обнаружить среди исконных давних русских слов кажущиеся жаргонные новообретения: зырить, надыбать, заначить и др.
(8)Лучший способ обогащения языка – это восстановление прежде накопленных, а затем утерянных богатств.
(По А.И. Солженицыну)
1.                 В каких предложениях текста содержится характеристика словаря А.И. Солженицына? Выпишите номера этих предложений.
2.                 Что обозначает слово СЛОВАРЬ в предложении 1? Выпишите правильное толкование слова.
1)Совокупность слов, используемых кем-то
2)Книга, содержащая перечень слов в определённом порядке
3)Совокупность слов какого-либо языка
4)Учебное пособие
3.                 В первом абзаце текста найдите слово, имеющее следующие значения: «1) лишённый влаги; 2) доведённый до крайнего истощения». Выпишите это слово.
4.                 В каком из перечисленных предложений текста в качестве средства выразительности используется фразеологизм? Выпишите этот фразеологизм.
а)                 1
б)                3
в)                 6
г)                 7
5.                 Назовите часть речи, к которой принадлежит слово ЖИВОЕ (предложение 4).
6.                 Какой тип связи используется в словосочетании ПРЕЖДЕ НАКОПЛЕННЫХ (предложение 8)?
Выполните задания 7-16
7.                 Измените словосочетания так, чтобы изменился способ связи.
Управление
Примыкание
отозваться с восторгом
отозваться восторженно
1)сделать с умыслом

2)говорить с пафосом

3)встретить друга

Согласование
Управление
послеобеденное время
время после обеда

4)туман перед рассветом

5)лай собаки

6)лучи солнца
8.                  Укажите предложения, в которых нарушены нормы согласования.
1)Из-за моря выступали горы, на вершинах которых лежали облака, подобные больших снежных шапок.
2)Большинство старшеклассников, сдавших зачёты, были допущены к экзаменам.
3)Протест Катерины, отстаивающей свои человеческие права, имел общественное звучание.
4)В одном из старинных домов, сохранившихся в центре Москвы, бывали великие русские поэты и писатели, композиторы и художники.
9.                 Укажите предложения, в которых нарушены нормы управления.
1)Вопреки утверждённым правилам пунктуации, журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия.
2)Тютчев тонко чувствовал красоту природы и писал о ней.
3)По окончании эксперимента учёные опубликуют аналитический отчёт.
4)Благодаря таланта дирижёра удалось ощутить своеобразие музыки П. И. Чайковского.
10.             Выпишите из каждого предложения грамматическую основу(-ы), определите тип сказуемого(-ых).
1)Её глазки были полны слёз, лицо становилось бледней.
2)Вдруг из лесу выскочили несколько человек и стали отчаянно махать руками.
3)А колокольчик однозвучный звенел, звенел и пропадал!
11.             Определите, каким членом предложения является выделенное слово (слова).
1)Васильеву хотелось поговорить с барышней о многом.
2)Он на лету отдавал приказания, сообщал необходимое, задавал вопросы.
3)Легче держать вожжи, чем бразды правления.
4)Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке видеть и слышать вас ежедневно.
12.             Определите тип односоставного предложения, укажите соответствия.
Пример

Тип односоставного
1)Теперь зубров не только охраняют, но и разводят.

А)определённо-личное
2)У въезда в усадьбу всегда многолюдно.

3)Нам пришлось свернуть с шоссе и ехать просёлками.

Б)неопределённо-личное
4)Страшный треск… Крики…

В)обобщённо-личное
5)У нас сорвало обе мачты и все паруса.

6)Вижу, вижу лунный луг сквозь листву густых ракит.

Г)безличное
7)Бывает, зайдёшь в глухое место, сядешь на пень отдохнуть и думаешь.

Д)назывное
8)Однажды у нас во дворе полоскали бельё и оставили корыто.

13.             Перепишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите, чем осложнены предложения.
1)Так рассуждать они пустилися вдвоём о всякой всячине о их собачьей службе о худе о добре о дружбе.
2)Я никогда не забуду как нищим и полуголодным студентом явился к вам.
3)Отдельные произведения выполненные в техники акварели и туши могут относиться как к живописи так и к графике.
14.             Объясните функцию запятой (запятых) в предложениях, укажите соответствия.
Пример

Постановка запятой
1)Туча на севере казалась неподвижной, но часто подёргивалась золотым блеском.

А)для разделения однородных членов
2)Налетел ветерок, и на подоконник упали капли росы.

Б)для разделения частей сложного предложения
3)Пароход отойдёт, конечно. не раньше рассвета.

В)для выделения обращения
4)У тебя, мой Север, край былинный, много взял я песен про запас.

Г)для выделения вводного слова
15.             Запишите предложение, преобразовав косвенную речь в прямую.
Меня спросили, не знаю ли я, где Алексей.
16.             Запишите предложение, преобразовав прямую речь в косвенную.
Все говорят мне: «Ты очень похож на брата».
Прочитайте текст и выполните задания (17-21)
(1)С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. (2)Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, жёлтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя. (3)Окружавшая нас мгла  осенней  ночи  вздрагивала  и,  пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море и прямо против меня – фигуру Макара Чудры, старого цыгана. (4)Он сторожил коней своего табора, раскинутого шагах в пятидесяти от нас.
(Из рассказа М. Горького «Макар Чудра»)
17.             Укажите номер предложения с обособленным согласованным определением. Укажите, чем оно выражено.
18.             Из 3-4 предложений выпишите необособленное определение, выраженное причастным оборотом, с определяемым словом.
19.             Из 2 предложения выпишите обособленное обстоятельство.
20.             Из 3 предложения выпишите обособленное приложение.
21.             Замените подчёркнутую придаточную часть сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
«Макар Чудра» - первое печатное произведение А. М. Пешкова, которое было подписано псевдонимом.

ВАРИАНТ 2

Часть 1
Перепишите текст.  Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Раскройте скобки. Восстановите слитные, раздельные и дефисные написания. Расставьте пропущенные знаки препинания.

(1)Войдёш(?) в дом и прежде всего потян..т зап..хом яблок. (2)А потом добав..т(?)ся уже другие запахи: старой меб..ли из красного дерева и суш..ного липового цвета с июня лежащего на окнах.
(3)Во всех комнатах в зале в гости..ой прохладно и сумр..ч(?)но. (4)Это (от)того что дом окруж..н садом а верхние стёкла окон синие и л..ловые. (5)Всюду тиш..на и чистота: кресла столы и зерк..ла в узеньких и витых золотых рамах кажет(?)ся (н..)когда не трогались с места.
(6)И вот слыш..т(?)ся покашл..ванье. (7)Выход..т  в..личаво ступая тётка. (8)Она (не)высокая но в то(же) время проч(?)ная как и всё кругом. (9)На плечах у неё накинута большая персидская шаль. (10)Выйд..т она важно но пр..ветливо и (сей)час(же) под бе..конеч(?)ные разговоры про старину про наследство нач..нают по..влят(?)ся уг..щения.
(11)Это будут (с)перва крепкие яблоки только что снятые с ветки. (12) (За)тем на столе об..яв..т(?)ся  уд..вительный обед: вся (на)скво..ь розовая варе..ая ветч..на с горошком, фарширова..ая курица м..ринады и красный квас крепкий и сладкий-пр..сладкий.
(13) Окна в сад подняты и (от)туда ве..т осе..ей прохладой.
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания (1-6).
(1)В эпоху Пушкина, как и сейчас, вопрос о заимствованиях оставался актуальным и открытым. (2)Тогда в светском обществе активно использовался французский язык. (3)Даже милая русская девушка Татьяна, героиня романа «Евгений Онегин», так непосредственно связанная с русским бытом, народом, природой, с трудом изъяснялась на своём родном русском языке.
(4)Пушкин высказывался против загромождения русского литературного языка иноязычными словами, убеждая избегать по возможности даже специальных терминов. (5)Оберегая чистоту русской речи, он высказывал и в отдельных произведениях, и в письмах, и в заметках своё отрицательное отношение к увлечению дворянства всем французским. (6)В его письме к брату мы читаем: «Пиши мне по-русски, потому что с моими друзьями я скоро позабуду русскую азбуку».
(7)Неодобрительно отзывается поэт и о тех, которые «пренебрегли сокровищем родного слова для лепетания чужого». (8)Он старается предельно ограничить употребление заимствований. (9)Пушкин признаёт законным употребление «иноплеменных слов», если они обозначают предметы или понятия, для которых нет подходящего слова или выражения в русском языке. (10)По его мнению, не нужно безотчётно отвергать иноязычные слова, но нужно руководствоваться чувством соразмерности и сообразности.
(По Н.Г. Самсонову)
1.                 В каком предложении текста содержится объяснение того, почему Пушкин всё же считал возможным употребление иноязычных слов? Выпишите номер этого предложения.
2.                 Что обозначает слово ОТКРЫТЫЙ в предложении 1? Выпишите правильное толкование слова.
1)Доступный для посторонних, для всех
2)Искренний, откровенный, прямой
3)Явный, нескрываемый
4)Не доведённый до конца, незавершённый
5)Находящийся в общем пользовании
3.                 Во втором абзаце текста найдите слово, имеющее следующие значения: «1) заставить, заполнить, завалить множеством чего-либо крупного, громоздкого; 2) перегружать чем-либо излишним, заслоняющим главное». Выпишите это слово.
4.                 Выпишите из текста синонимы к выражению заимствованные слова.
5.                 Из предложений 1–3 выпишите частицу.
6.                 Какой тип связи используется в словосочетании ОБЕРЕГАЯ ЧИСТОТУ (предложение 5)?
Выполните задания 7-16
7.                 Измените словосочетания так, чтобы изменился способ связи.
Согласование
Управление
каменный дом
дом из камня
1)отцовская шапка

2)дубовые листья

3)сельские жители

Примыкание
Согласование
говорить тихо
тихий говор
4)кофе по-турецки

5)поёт громко

6)поступить по-честному

8.                 Укажите предложения, в которых нарушены нормы согласования.
1)Образ поэта-пророка, созданный А. С. Пушкиным, определил и его собственную жизнь.
2)Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на стоящих в стороне возы с домашней утварью.
3)А. Н. Островский был известнейшим драматургом, показавшим в своих пьесах мир купеческой Москвы.
4)В мэрии состоялось обсуждение планов, касавшихся реконструкции старых зданий в центре Москвы.
9.                 Укажите предложения, в которых не нарушены нормы управления.
1)В сентябре коллективом учащихся, учителей и родителей приняты поправки к Уставу гимназии, согласно которых учебный год будет разделён на триместры.
2)Пушкин описывает пугачёвское восстание и критически высказывается о нём.
3)Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
4)Образ Кутузова появляется в романе Толстого, который восхищается и обдумывает его.
10.             Выпишите из каждого предложения грамматическую основу(-ы), определите тип сказуемого(-ых).
1)Но суровая умница-жизнь позаботилась вылечить меня от этой слепоты.
2)Множество мыслей продолжало роиться в его голове.
3)Лиза была в восхищении от успеха своей выдумки.
11.             Определите, каким членом предложения является выделенное слово (слова).
1)Я приехал читать лекции в это глухое село на окраине нашей области.
2)На озарённый потолок ложились тени.
3)Вдруг я услышал своё имя, громко произнесённое.
4)И нежные родители продолжали отыскивать предлоги, чтобы удерживать сына дома.
12.             Определите тип односоставного предложения, укажите соответствия.
Пример

Тип односоставного
1)Чужим умом умён не будешь.

А)определённо-личное
2)Снявши головы, по волосам не плачут.

3)Можно несколько дней ходить по лесу и не увидеть ни одного зверя.

Б)неопределённо-личное
4)Хочу записаться в секцию плавания.

В)обобщённо-личное
5)Мне выгоднее всего было остаться при вашей больнице.

Г)безличное
6)Вот и весна.

7)Перелётным птицам надевают на лапки кольца с маркировкой.

Д)назывное
8)Примите дивное посланье из края дальнего сего.

13.             Перепишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите, чем осложнены предложения.
1)Ни время ни расстояние ничто не ослабляет дружбу.
2)Тяжёлый удар прокатился с востока и отражённый горами вернулся обратно.
3)В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и серьёзного.
14.             Объясните функцию запятой (запятых) в предложениях, укажите соответствия.
Пример

Постановка запятой
1)Глаза её блеснули радостью и, как показалось Андрею, лукавой смешинкой.

А)для разделения однородных членов
2)Веди же, счастливая юность моя, в заветные дали родные.

Б)для разделения частей сложного предложения
3)Он засмеялся, и от этого лицо его сразу помолодело на несколько лет.

В)для выделения обращения
4)В новую, послевоенную жизнь мы пришли более мудрыми и спокойными.

Г)для выделения вводной конструкции
15.             Запишите предложение, преобразовав косвенную речь в прямую.
Женщина сказала, что загорелась крайняя изба в деревне.
16.             Запишите предложение, преобразовав прямую речь в косвенную.
Тренер сказал: «Я уверен в вашей победе».
Прочитайте текст и выполните задания (17-21)
(1)Я закутался плотнее в шинель и, лёжа, смотрел в его старое лицо, чёрное от загара и ветра. (2)Он, сурово и строго качая головой, что-то шептал про себя; седые усы шевелились, и ветер трепал ему волосы на голове. (3)Он был похож на старый дуб, обожжённый молнией, но всё ещё мощный, крепкий и гордый силой своей.  (4)Море шепталось по-прежнему с берегом, и ветер всё так же носил его шёпот по степи. (5)Нонка уже не пела, а собравшиеся на небе тучи сделали осеннюю ночь ещё темней.
(Из рассказа М. Горького «Макар Чудра»)

17.             Укажите номер предложения с обособленным согласованным определением, выраженным прилагательным с зависимыми от него словами.
18.             Из 4-5 предложений выпишите необособленное определение, выраженное причастным оборотом, с определяемым словом.
19.             Из 2 предложения выпишите обособленное обстоятельство.
20.             Из 1 предложения выпишите обособленное одиночное деепричастие, близкое по функции к наречию образа действия.
21.             Замените подчёркнутую часть предложения обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Молодая, красивая цыганская пара – Лойко Зобар и Радда – любят друг друга, ставят свои условия, стараются главенствовать.