вторник, 16 декабря 2014 г.

Правописание приставок на –з и –с.

Цель: знакомство с алгоритмом определения написания слов с приставками на –з и –с.

Задачи: формировать представления об условиях выбора буквы в приставках на –з и –с, развивать умение пользоваться алгоритмом, определяющим выбор буквы на конце приставки, развивать логическое мышление, воспитывать интерес к предмету.


Этап
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Все за парты тихо сели,
На меня все поглядели.
Актуализация ОЗ
-Ребята, с какой морфемой мы познакомились на прошлом уроке? (с приставком)
-Какие еще вы знаете морфемы?
-Определите, о какой морфеме идет речь в следующих загадках.
1)Как часть слова называется, что постоянно изменяется?
2)Это главная значимая часть,
Родственные связи дарят ему власть.
3)Он за корнем обогрел местечко.
Не словом угодил, а лишь словечком.
4)Приставляются всегда
Они к началу слова
И меняют без труда
Смысл его на новый.
-Молодцы!
-С каким видом приставок мы познакомились на прошлом уроке? (неизменяемыми)
-Почему они так называются?
Мотивация учебной деятельности, целеполагание
-Взгляните на слова, записанные на доске. Чем они отличаются? Определите тему урока.
(на доске)
РАСТОЛКАТЬ, РАЗБРОСАТЬ, БЕСЦВЕТНЫЙ.

-Какие задачи нам предстоит сегодня решить?
Усвоение новых знаний
-Взгляните еще раз на доску. Чем  отличаются РАЗ- и РАС-?
-Вспомните характеристику звуков [з], [с].
-Определите характеристику первого звука, находящегося после приставки.
-Сделайте вывод, когда в приставке на конце пишется З, а когда – С?
-Сверим наши предположение с правилом учебника.
-Запишем правило в виде схем.

Физкультминутка+первичное понимание
-Я буду произносить слова. Если в слове приставка оканчивается на –З, вы приседаете. Если на –с, вы хлопаете в ладоши.
Бесшумный, разделить, расписание, беззвучный, бесплатный, воскликнуть, изгибаться, раскрыть.
-Молодцы!
Закрепление
*Упражнение из учебника
*Карточка
-Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.
Бе..вкусный, ра..вязать, и..печь, ра..сказать, ра..весить, ..делать, ра..сыпать, ра..варить, бе..полезный, бе..домный, ни..падать, бе..граничный.
(Взаимопроверка)
-К какому слову нельзя применить наш алгоритм? (сделать)
-Почему?
* «Замени одним словом»
-Замените одним прилагательным с приставками на –з и –с следующие выражения:
1)Небо без звезд (беззвездное)
2)Облако без формы (бесформенное)
3)Плач без звука (беззвучный)
4)Ребенок без забот (беззаботный)
-Выделите в словах приставку, обозначьте орфограмму.
Рефлексия
-Вернемся к задачам урока. Удалось ли их решить?
-Что нового вы сегодня узнали?
-Какие трудности вы испытывали?
-Довольны ли вы своей работой?