четверг, 12 апреля 2012 г.

Подготовка к написанию подробного изложения по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег»

Урок развития речи в 5 классе
Подготовка к написанию подробного изложения по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег»
Цель: формирование умения писать подробное изложение художественного текста повествовательного характера
Задачи: учить школьников определять и анализировать композиционные особенности текста повествовательного характера, формировать навык составления цитатного плана и изложения по нему, воспитывать интерес к предмету, любовь к родной природе.


Этапы
Ход урока
Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку, выявление отсутствующих
Актуализация ОЗ
-Какие вы знаете требования к хорошей речи?
-Что может украсить текст, сделать его ярче?
-Чего нужно избегать? Почему?
Мотивация учебной деятельности
-Расскажите о своих чувствах, когда вы увидели первый снег в этом году. Какое впечатление он произвел на вас?
-Почему первый снег волновал писателей и художников? Почему они пишут об этом?
Работа над темой
-Сегодня нам предстоит работа над составлением плана к изложению, причем план должен быть цитатным.
-А что такое цитата?
Цитата – дословная выдержка из текста. При обозначении на письме её заключают в кавычки.
-Вспомним, что такое подробное изложение?
Ознакомление с текстом изложения (РМ)
Первый снег
Однажды ночью проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Лёжа с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, попросту за стéнами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мёртвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.
Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Встал и подошёл к окну - за стёклами всё было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался желтоватый круг.
Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка качнулась, с неё посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Потом снова всё стихло.
Проснулся Рувим. Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: «Первый снег очень к лицу земле».
Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.
(К. Г. Паустовский)
Рувим - это человек, который путешествовал вместе с Паустовским.
Вопросы к тексту
-Какова тема текста?
-От чьего лица ведётся повествование?
-Почему проснулся автор?
-Почему стало тихо?
-Как называют полную тишину и почему?
-Как выглядело небо?
-Кто вызвал «стеклянный» дождь?
-Почему Рувим сказал, что земле к лицу первый снег?
Составление плана (цитатного)
-Озаглавим каждую часть словами из текста.
1. «Наступила необыкновенная тишина».
2. «Всё было снежно и безмолвно».
3. «Большая серая птица»
4. «Первый снег очень к лицу земле».
Беседа
-Почему к этому тексту лучше всего составлять цитатный план? (авторские выражения исключительно поэтичны)
-Найдите в тексте повторы. Оправданы ли они?
-Какую цель ставил автор, повторяя слова «умер», «оглох»?
(Учитель собирает РМ)
Работа с трудными словами
-Запишем в тетрадь трудные слова, объясняя, если возможно, их правописание.
Необыкновенная, от странного, прислушивался, оглох, беспокойный, в туманном, улетела, стеклянный, падающий, Рувим,  медленно, на головокружительной, переливался, желтоватый, качнулась, стихло, долго, вздохнул, безмолвно, нарядная, похожая, на застенчивую, невесту.
Закрепление
-А теперь пользуясь планом текста и его схемой перескажите текст по пунктам, выполняя требование изложения: подробный пересказ. (Пересказ всего текста одним из учащихся. Остальные дают оценку пересказу, вносят коррективы, замечания)
Рефлексия учебной деятельности
-Какие выражения К. Паустовского вам понравились больше всего? Почему?
-Какие трудности вы испытывали?
Д/З